Формирование правильного звукопроизношения

Формирование правильного звукопроизношения

В этой статье я расскажу Вам, какое важное место в жизни ребенка занимает правильное звукопроизношение, и от каких факторов зависит его формирование.

Речь состоит из звуков, и от того, насколько правильно и легко мы умеем проговаривать эти звуки, зависит качество нашего общения с другими людьми. Ребенок учится произносить звуки, начиная с первого года жизни.

Постепенно малыш учится останавливать свое внимание на том, что происходит в окружающем мире, какие шумы он слышит, старается их повторить… Озвучивает, как ездят и сигналят машины, как воет ветер, как мчится поезд. Все эти действия ведут к тому, что речь малыша становится более чистой и грамотной. Постепенно разрастается детский словарный запас, оттачиваются разговорные навыки, к школе ребенок уже достаточно точно произносит слова и безошибочно проговаривает все звуки.

Однако так происходит не всегда. Случается такое, что у малыша дошкольного возраста возникают сложности с произношением каких-либо звуков при формировании правильного звукопроизношения.

Выделяют четыре вида нарушений звукопроизношения:

  1. отсутствие звука, рот — «от», пирог — «пиог»;
  2. замена звука, сахар — «фахар», собака — «тобака»;
  3. искажение звука, в этом случае малыш вместо нужного звука произносит тот, которого не существует в фонетической системе русского языка;
  4. смешение звуков. Такое случается, когда ребенок путает в словах звуки, которые уже умеет выговаривать. С этой сложностью помогут справится упражнения для развития слухового внимания.

Нарушения, которые описаны выше, создают множество дополнительных трудностей, когда ребенок идет в школу. Неточное звукопроизношение значительно усложняет обучение грамоте. Первоклассник записывает слова так, как диктует их сам себе, и если в произношении есть ошибки, то они же повторятся и на письме. От этого страдает общая успеваемость. Детки, которые разговаривают с ошибками, могут стесняться этого, замыкаться в себе и сложнее заводят новых друзей.

Я за то, чтобы устранять сложности в детской речи мягко и своевременно.

Поэтому расскажу Вам про нормы развития звуков, чтобы можно было оценить звукопроизношение своего ребенка:

  • в 3 года малыш уже хорошо произносит звуки Б,П,В,Ф,Г,К,Д,Т,З,С,М,Н,Х и их мягкие пары;
  • после 3 лет появляются шипящие Ш и Ж, а также Ч и Щ;
  • к 3,5 годам проходят замены Ш на С, Ж на З;
  • к 5 годам карапуз учится произносить Л, осваивает звук Р;
  • к 6 годам речь ребенка становится правильной и понятной окружающим.

Если вовремя обратить внимание на нарушения в звукопроизношении, то чаще всего исправить их не сложно.

Расскажу, какие действия помогут вовсе избежать трудностей с произношением звуков:

  1. Окружающие разговаривают с ребенком спокойно, мягко и правильно.
  2. Малышу читают книги, рассказывают стишки и потешки, поют песенки.
  3. Взрослые, общаясь с ребенком, постепенно добавляют в свою речь новые слова.
  4. Музыкальные игры хорошо тренируют слух малыша и развивают внимание.
  5. Ролевые игры развивают необходимый навык подражания.

В том случае, когда нарушение в речи ребенка уже закрепилось, важно обратиться к логопеду.

Я желаю Вашим деткам правильных звуков в речи и комфортного общения с окружающими. Если по теме появились вопросы, я с удовольствием на них отвечу.

10 упражнений для подготовки к произнесению звука Р
Материалы для автоматизации звука «Р»

Понравился пост? Поделитесь с друзьями.
Вконтакте
Telegram
Одноклассники