Связная речь: рекомендации и упражнения

Связная речь: рекомендации и упражнения

В этой статье я расскажу о том, какую роль связная речь играет в жизни ребенка и в каком возрасте она формируется.

Связная речь — это навык правильно и красиво излагать свои мысли. Благодаря умению грамотно разговаривать, человек уверен в себе. Он легко заводит новые знакомства, проходит важные собеседования, добивается поставленных целей…

На речи ребенка отражаются все маленькие и большие достижения в хобби и учебе, его воспитание и способность интересно мыслить.

Детки, которые приходят в первый класс без навыка связно выражать свои мысли, испытывают большие затруднения на уроках и при общении со сверстниками на переменах. Они не могут внятно пересказать то, что прочитали или поделиться историей из жизни.

Развить связную речь малышу помогают в первую очередь родители, а потом уже воспитатель и логопед.

Чаще всего до трех лет ребенок находится с мамой и папой, которые понимают его с полуслова. Крохе не обязательно выстраивать правильные фразы. В своем повествовании некоторые слова он заменяет на местоимения: он, она, этот, при этом не всегда понятно, какие слова малыш имеет в виду. В описании предметов и явлений детки часто используют слово «такой», и в дополнение показывают руками, например: большой или маленький, широкий или узкий.

После трех лет у ребенка формируются более сложные мыслительные процессы, которыми хочется делится. Большинство деток в этом возрасте начинают посещать детский садик или группы-развивашки, вырастает потребность в общении с окружающими, появляются друзья на игровой площадке. Их речь становится более плавной и последовательной, местоимения заменяются существительными. Карапуз пытается строить более сложные фразы, высказывает вслух свои логичные умозаключения.

К школе ребенок умеет грамотно формулировать предложения, активно участвует в беседе, отвечает на вопросы развернутыми фразами, может дополнять и поправлять ответы других.

Эти периоды формирования логического мышления и связной речи довольно размыты и плавно перетекают из одного в другой. Так происходит, когда ребенок не испытывает трудностей в развитии и получает достаточную помощь от родителей.

Хочу дать несколько рекомендаций, которые помогут вашему карапузу своевременно развить разговорные навыки.

  • Игра «вопрос-ответ» актуальна даже в самом раннем возрасте и может принимать любые формы. Сначала инициативу на себя берет взрослый, а со временем малыш ее перехватывает и начинает спрашивать сам. Задавать вопросы можно и нужно по самым простым поводам: «Пойдем гулять?», «Тебе нравится яблоко или груша?». Этим способом вы постепенно научите кроху вступать в диалог.
  • Сложнее научить ребенка монологической речи. Здесь незаменимы упражнения, которые учат карапуза рассказывать или пересказывать сказки и истории. Детки с удовольствием выполняют подобные задания, опираясь на карточки с различными изображениями. Трудности с монологом возникают тогда, когда не достаточно развиты словарный запас, слуховое внимание или память. Важно вовремя поймать момент, когда у крохи возникли сложности в формировании речи и обратиться за помощью к логопеду.
  • Учить ребенка пересказывать нужно постепенно. Заинтересуйте его занятием. Прочитайте текст и обсудите материал с крохой, задайте вопросы по тексту. И только если маленький слушатель усвоил материал и свободно отвечает на вопросы, можно просить его пересказать историю. Для зрительной опоры можно показывать карапузу иллюстрации к тексту.

Правильно сформированная связная речь — залог успешного будущего вашего ребенка, а задача взрослых и педагогов — помочь крохе развить речевые навыки. Эта тема очень объемная, много простых и интересных упражнений по ней вы найдете в моем проекте «ЛОГОСАД».

Понравился пост? Поделитесь с друзьями.
Вконтакте
Telegram
Одноклассники