Приветствую вас, любознательные родители, и хочу поговорить в этой статье о грамматике для дошкольников. На какие нормы развития нужно ориентироваться, и какие упражнения помогут ребенку разобраться в этой науке.
Давайте разберемся, какие грамматические навыки детки осваивают еще до школы.
Уже к трем годам жизни малыши стараются преобразовывать слова по таким категориям, как род, число, время, лицо и др. Строят простые фразы, пробуют говорить более развернутыми предложениями. В этом возрасте детская речь пока еще формируется, поэтому в ней часто встречаются неточности.
Грамотно изменять слова ребенок учится ближе к четырем годам, значительно увеличивается его словарный запас. Маленький болтун разговаривает уже гораздо увереннее, заменяет некоторые слова местоимениями, использует в своей речи числительные, наречия и предлоги. Без сложностей согласовывает существительные с прилагательными.
Навык словообразования начинает формироваться в это же время. Эти нормы приблизительны, и часто встречаются юные таланты, которые их опережают.
Я рекомендую родителям внимательно слушать, грамотно ли разговаривает малыш. Это важно, потому что знание большого количества слов — лишь одна составляющая правильной и полноценной устной речи. Большую роль играет умение активно использовать словарный запас при разговоре, строить связные предложения и ясно выражать свои мысли.
Вот тут уже не обойтись без грамматических навыков.
В русском языке встречается много исключений из правил, этот момент ребенку тоже нужно разъяснить, показать на примерах, и попросить его повторить их в игровой форме.
Если вдруг Вы понимаете, что карапуз не справляется к четырем годам с правильным оформлением речи, обратитесь к логопеду, чтобы исправить неточности своевременно.
Встречаются такие случаи, когда в повседневных разговорах детки не допускают грамматических ошибок, а в упражнениях на грамматику не могут справится со всеми заданиями.
Для того, чтобы определить, своевременно ли формируется у ребенка понимание словоизменения и построения предложений, можно заняться с ним простыми упражнениями:
- Игра один-много. Можно использовать карточки или картинки с изображениями разного количества предметов. Например:
это мяч, а это мячи;
это стол, а это столы;
это лампа, а это лампы.Упражнение направлено на то, чтобы ребенок понял, как изменяются окончания у существительных множественного числа, и в дальнейшем смог использовать этот навык в своей речи. Подобным образом отрабатываются и другие трудности, связанные со словоизменением.
- Предложите сыну или дочке добавить прилагательные ВЫСОКИЙ И ЗЕЛЕНЫЙ к словам:
Куст (какой?)
Трава (какая?)
Дерево(какое?)
Деревья(какие?)К существительным самостоятельно подобрать прилагательные:
Снег какой?
Река какая?
Море какое? - Чтобы ребенок научился согласовывать существительные с числительными, предложите ему закончить следующие словосочетания:
Один шар, а пять…
Одна ложка, а семь…
Один медведь, а пять…
Одна пуговица, а пять…
Одна капля, а десять…
Больше упражнений для занятий по грамматике распределено по возрастным группам в ЛОГОСАДИКЕ.
Помните, что перед занятием важно заинтересовать ребенка. Не забывайте хвалить его за правильные ответы. Если карапуз переключил свое внимание на другую игру, лучше не перебивать его, а вернуться к упражнениям немного позже.
Желаю Вам взаимопонимания и продуктивных занятий.